Любой бизнес сегодня (крупный или не очень) заставляет своих владельцев задумываться о том, как тратить меньше, а зарабатывать при этом больше. На чем можно сэкономить и
как правильно подобрать метод мотивации персонала, сотрудников, чтобы те работали больше, а просили меньше. И при этом не разбегались в случае снижения зарплаты.
Мотивация персонала – вопрос, на котором мы сегодня остановимся подробнее. При этом мы рассмотрим нестандартные методы мотивации персонала. То есть, способы реально сэкономить.
Управление персоналом процесс сложный. И одна из основных задач успешного HR (управления персоналом) – правильные мотивационные схемы, как материальные, так и нематериальные. Если брать за основу психологию, то здесь
«мотив» представлен как нечто, активизирующее, поддерживающее и направляющее поведение. Если мотивация персонала будет правильной, вы заметите это сразу же. Сотрудники будут более работоспособны, усидчивы. Соответственно и результаты их труда не заставят себя ждать.
Конечно,
лучший метод мотивации персонала, чем заработная плата, придумать сложно. Но неверно думать, что больше нет никаких реально действующих способов направить коллектив по пути созидания.
Нематериальная мотивация персонала тоже существует. Но чем же она выгодно отличается от материальной? Есть ли другие плюсы помимо реальной экономии денег?
Не зарплатой единой жив сотрудник. Материальное и нематериальное
Для того, чтобы понять различия между материальной и нематериальной мотивацией сотрудников можно для начала рассмотреть пирамиду Маслоу. Это так называемая теория потребностей. В её основе потребности человека, которые и используются в качестве метода мотивации персонала. Эти потребности условно делятся на пять категорий:
• Физиологические – потребности в еде, воде, сне и т.д.;
• Самосохранение – потребность в безопасности;
• Социальные потребности;
• Потребности в уважении и признании;
• Потребности в самовыражении.
Собственно, последние потребности в самовыражении или, как их еще называют, потребности в самоактуализации, точнее их удовлетворение и лежит на вершите пирамиды Маслоу.
Материальная мотивация персонала самая затратная для работодателя, поскольку реализует потребности первых двух пунктов. Кроме того, одной только зарплатой невозможно удовлетворять потребности работника. Рано или поздно, он как любой волк, которого много кормили, начнет смотреть в лес. По общепринятой теории, его мотивации хватит только на три месяца. Даже если уровень зарплаты будет конкурентным. Также повышение зарплаты может сделать неоправданно раздутым фонд оплаты труда, что компании будет далеко не на пользу.
Однако, не так все однозначно плохо. Любой работодатель, зная потребности своих сотрудников, может использовать и другие
методы мотивации персонала, нематериальной в том числе. Важно только брать за основу потребности сотрудников разных уровней и проводить мероприятия, направленные на повышение мотивации регулярно, а не раз в год, устраивая корпоративную пьянку. Так, желание экономить средства реализуется достаточно легко.
Любому сотруднику приятно внимание со стороны начальства. Это внимание и есть основной принцип нематериальной мотивации персонала. Его называют «культурой благодарности» работникам за их добросовестный труд, то есть за выполнение своих обязанностей. Эта благодарность может быть символической. Но даже такую благодарность сотрудники должны расценивать как самую важную. Мотивационные мероприятия со стороны руководства должны дать понять сотрудникам, что они важны даже в крупной компании, дать почувствовать себя наравне с руководством причастными к происходящему. Любой бизнес идет в гору, если все до единого сотрудника вовлечены в каждодневную жизнь фирмы.
Поощрения (нематериальные) важны для всех. Но при этом материальные блага – только для лучших. Так, все сотрудники будут стремиться сделать больше, чтобы занять место лидера в коллективе.
Нестандартные методы мотивации персонала
Теперь рассмотрим самые распространенные
10 нестандартных способов мотивации персонала. Они просты и использовать их можно как в крупном холдинге, так и в небольшой фирме:
1. Проводите мотивационные планерки и летучки для всех сотрудников, а не только среди руководящего состава. Это первое и самое простое, что вы можете сделать для того, чтобы мотивировать сотрудников. Когда люди осведомлены о том, чем занимается компания, чем она живет, каково состояние дел и что можно сделать для улучшения ситуации, это поощряет их к действиям.
2. Отмечание знаменательных дат и событий. Это второй шаг на пути к вашему успеху. Начните отмечать совместно дни рождения, и, конечно, юбилеи. Поводом может быть много: от окончания испытательного срока, повышения до свадьбы и рождения первенца. Самое главное здесь будет не столько накрытый стол, сколько внимание со стороны руководства. Материальное поощрение также не обязательно, хотя и будет приятно, достаточно будет красивого забавного плаката.
3. Повышение квалификации и обучающие курсы – это также один из самых простых способов мотивировать сотрудников. Это могут быть курсы, стажировки в других компаниях, семинары и конференции в том числе международные. Главное, что отправлять на такие курсы нужно «отличников», то есть тех, кто сделал больше продаж в этом месяце, перевыполнил план по набору персонала и т.д. Учиться, как правило, любят те, кто готов двигаться по карьерной лестнице вверх. Такие люди и приносят прибыль, поскольку сами в ней заинтересованы.
4. Выбор должен быть всегда. Например, можно предоставить сотрудникам право самим выбрать место для следующего корпоративного вечера, выбрать способ поощрения (оплата сотовой связи, проезда или талоны на бензин). При этом это тоже нематериальная мотивация персонала, поскольку можно в числе прочего предоставлять лучшим из лучших право, например, выбрать время для отпуска.
5. Обратная связь. Сотрудники должны иметь возможность вносить предложения и комментарии по рабочему процессу. Можно, например, установить ящик для писем и предложений. При этом не стоит писать «для жалоб и предложений». Покажите, что вы готовы выслушать рациональные предложения. Вместо ящика, можно повесить доску с мелками или маркерами. Сюда попадают и открытые совещания. Сотрудники должны знать, что их готовы слушать, что их мнение важно для компании. Так называемый «принцип премирования инициатив» хорошо работает в крупных корпорациях.
6. Место для отдыха. В офисе, даже если он небольшой, должно быть место для отдыха и раздевалка. Сотрудникам нужно место для перекусов, где можно выпить чаю, съесть принесенные с собой бутерброды или шоколад. Смысл такой мотивации в том, что сотруднику нужно время на реализацию своих физиологических потребностей в еде и отдыхе. При этом он не будет есть на рабочем месте и мешать остальным шуршанием фантиков и хрустом сухариков.
7. Информирование. Сотрудники должны знать о заслугах своих коллег. Доска почета – это, конечно, пережиток прошлого, но зато это очень действенный способ показать, что лучшими могут стать все. Вместо доски можно начать выпускать корпоративную газету или запустить небольшой внутренний интернет-ресурс.
8. Конкурсы и бонусы. Проведение всевозможных соревнований между сотрудниками показало, что один раз ставший «сотрудником месяца» работник будет стремиться повторить успех или придумать, как еще мотивировать своих же коллег. Для девушек важнее конкурсы на «Мисс улыбку» или «Фея кассы». Эта мотивация персонала, конечно, больше подходит для отрасли торговли, но аналогичные можно придумать и для других сфер.
9. Зона личной ответственности – рабочее место. Рабочий стол любого сотрудника должен говорить о том, кто здесь сидит. Не обязательно вешать огромную табличку на дверь, достаточно бейджа на столе или визитки. Но любому сотруднику будет приятно, когда его знают по имени.
10. Корпоративные мероприятия как способ поощрения. Речь идет не о новогодней вечеринке, а о совместной вылазке на пикник летом или о походе на каток зимой, но при условии выполнения определенного плана. Или наоборот. Представьте, как будут довольны ваши сотрудники, если в жаркий летний день вы организуете для них вылазку на крытый каток. Можно проводить совместные субботники на территории, прилегающей к офису, вешать скворечники в ближайшем парке. Все это повышает командный дух и дает стимул работать лучше.
Помните, что счастливые сотрудники всегда трудятся лучше. Любому человеку приятно, когда его ценят по заслугам. Если труд заметен, значит не напрасен.
Ильенко Светлана, специально для gazeta42.ru