Основная задача руководителя — грамотное
делегирование полномочий с учетом потенциала каждого подчиненного. И далеко не каждый начинающий руководитель способен с этим справиться, иногда желание все сделать самостоятельно оказывается сильнее. Но поскольку масштаб деятельности руководителя значительно превосходит возможности одного человека, необходимо научиться видеть ресурсы сотрудников и распределять обязанности между ними.
Стиль руководства может быть разным — от авторитарного до демократичного, иногда он определяется направлением деятельности предприятия, однако чаще — чертами характера молодого руководителя.
После назначения на должность начинающий руководитель может столкнуться со следующими основными ситуациями:
• подчиненными становятся бывшие коллеги;
• формируется собственная команда в соответствии с требованиями руководителя;
• предстоит руководство незнакомым коллективом в новой организации.
Проще всего начинающему руководителю во второй ситуации — подчиненные изначально видят перед собой лидера и готовы следовать за ним. В остальных случаях велика вероятность противодействия со стороны коллектива.
Представленные в этой статье советы начинающему руководителю помогут избежать ошибок в управлении людьми:
•
Став руководителем, не меняйте своего отношения к коллегам.
Получив дополнительные полномочия, продолжайте доброжелательно общаться с сотрудниками, заботиться о них, интересоваться их жизнью.
Прислушивайтесь к мнению своих подчиненных — каждый из них является специалистом в своей профессии, это освобождает молодого руководителя от необходимости знать все и обо всем.
Не позволяйте себе контролировать каждое действие сотрудников — дайте им право на ошибку. Тем самым вы разовьете в них ответственность и способность принимать самостоятельные решения.
Даже если вне стен офиса вас связывают приятельские отношения, на работе вы должны иметь авторитет.
•
Еще один полезный совет молодому руководителю — четко определите свои функции.
Разрабатывайте такие задачи для подчиненных, решение которых вызовет у них интерес и азарт — в этом случае вам не придется сталкиваться с такими явлениями, как возражения, механическое исполнение заданий, затягивание сроков исполнения.
Определяйте для подчиненных приоритетность заданий. Когда сотрудник работает сразу над несколькими задачами, его внимание рассеивается, и задача руководителя — задать ему правильный «вектор» с указанием конкретных сроков выполнения работы.
Оценивайте работу сотрудников. Не скупитесь на похвалу в случае успеха, но и не стесняйтесь высказывать свои претензии к подчиненным.
Станьте примером для коллектива, задавайте стиль поведения, общения и одежды.
Разрабатывайте
систему мотивации сотрудников, поощряйте стремление к развитию и совершенствованию. Позаботьтесь о периодическом обучении сотрудников в виде выездных тренингов или семинаров, проводимых непосредственно в компании приглашенным тренером.
Создавайте условия для командной работы — давайте общее задание группе сотрудников, организуйте корпоративные мероприятия — это повысит эффективность работы коллектива.
•
Один из самых важных советов начинающему руководителю — сформируйте «свою» команду.
Руководителя оценивают по результатам работы коллектива, находящегося в его подчинении. Поэтому настоятельно рекомендуем молодому руководителю лично участвовать в собеседовании с каждым кандидатом на свободную должность — задав заранее продуманные вопросы, понаблюдав за поведением кандидата, вы сможете понять, насколько он соответствует вашим требованиям к сотрудникам. Затем назначьте
испытательный срок — не менее трех месяцев.
Наградой за потраченное на собеседования время станет сплоченная команда единомышленников.
•
Полезный совет для начинающего руководителя, пришедшего в новую организацию — не торопить события.
Изучите корпоративную культуру, соблюдайте «баланс власти» - не бойтесь уступать в мелочах сотрудникам, избегайте конфликтов и острых углов.
Определите неформального лидера в коллективе и дайте ему ответственное поручение — став руководителем в его глазах, вы завоюете авторитет в коллективе.
Завоевать уважение в новом коллективе вам поможет опыт, профессиональные качества, увлеченность работой, личная притягательность, порядочность, способность к решительным действиям в критических ситуациях. Поэтому один из главных
советов начинающему руководителю — вырабатывайте в себе лидерские качества, такие как решительность и самостоятельность.