В рабочей практике каждого руководителя, встречались случаи неисполнения работником своих обязанностей, и для того, чтобы пресечь дальнейшие нарушения трудовой функции работником, в арсенале работодателя имеются, предусмотренные законом и внутренними нормативными актами компании
виды наказаний работников. Каждый согласится, что если работник не исполняет своих трудовых обязанностей, или исполняет их ненадлежащим образом, его необходимо наказать.
Следует понимать, что
наказание работника – это вынужденная мера руководителя, которую необходимо применять во избежание повторения нарушений работником, и предотвращения совершения подобных проступков остальным коллективом. Диапазон нарушений может быть очень широк, и способен нанести серьезный урон бизнесу работодателя, ударив по его имиджу, по дисциплине в коллективе, или же нанеся существенный экономический ущерб.
Совершивший нарушение работник, должен предоставить руководителю письменное объяснение. В случае непредставления объяснения, составляется соответствующий акт. После этого, к работнику применяется
дисциплинарное взыскание. Для того, чтобы примененные меры оказались эффективными, руководитель должен применить наказание таким образом, чтобы у работника сохранилась мотивация к работе и не было желания повторять нарушения впредь.
Условно, нарушения можно разделить на служебные и
нарушения дисциплины. К служебным нарушениям можно отнести нарушения обязанностей работника, связанных с выполнением его профессиональных функций. Это могут быть нарушение положений должностных инструкций, срыв сроков выполнения задания, неправильно составленные расчеты, некорректная форма деловой переписки, то есть нарушений может быть множество в зависимости от профессии и должности работника. Нарушения же дисциплины подразумевают под собой нарушения корпоративной культуры и трудового распорядка. Сюда можно отнести опоздания, самовольный уход с работы в неустановленное время, нарушения дресс кода и другие внутренние правила, установленные в каждой отдельной компании.
Данная классификация позволяет нам разграничить суть нарушений, более точно определить тяжесть проступка, и наличие вины работника. Нарушение дисциплины никак не связано с уровнем образования работника, его трудовой компетентностью, оно не может произойти бессознательно. Вряд ли, работник, опоздав на несколько часов на работу, не понимает того, что самолично совершил дисциплинарное нарушение. Что касается служебных нарушений, то они зачастую представляют собой недоработки менеджмента и корпоративной системы в целом. Бывает, что работника попросту не ознакомили с его должностными инструкциями (а возможно, их в компании даже не разработали), стандартами работы, не объяснили требований к работе. В данном случае, со стороны руководителя. необходимо глубинное исследование причин, приведших к служебному нарушению.
Необходимо также упомянуть такие тяжкие служебные нарушения, как мошенничество, подлог, кража, раскрытие коммерческой тайны и другие противоправные действия, влекущие за собой административную и уголовную ответственность. Если работник совершает такие должностные преступления сознательно, он подлежит наказанию со стороны закона и немедленному увольнению со стороны работодателя. Но, это, как правило, случаи исключительные.
Как уже упоминалось ранее, дисциплинарное нарушение влечет за собой наказание работника в виде дисциплинарного взыскания. Законодательно, это может быть замечание, выговор, и даже увольнение. В российских компаниях к этому перечню часто добавляют материальное наказание работника в виде штрафа или депремирования. Но, на сегодняшний день, работодатели все больше убеждаются в неэффективности данного метода.
Наказание рублем всегда воспринимается работником крайне негативно, ведь он честно зарабатывал эти, зачастую небольшие деньги, и, наверняка, уже запланировал, куда их потратить. Даже если компания понесла потери в результате действий работника, штраф, тем не менее, окажет на него сильное демотивирующее влияние, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его дальнейшей работе. Поэтому руководству компании было бы не лишним подвергнуть пересмотру внутреннюю систему материальных наказаний, и, в лучшем случае - исключить, оставив их только для чрезвычайных ситуаций, где
материальный ущерб от действий работника очевиден.
К примеру, существуют компании, в особенности, производственные, где трудовая дисциплина имеет едва ли не первостепенное значение, и ее несоблюдение чревато большими экономическими потерями. Что делать если работник опаздывает, но в то же время прекрасно справляется со своими служебными обязанностями в течение дня? Можно наложить на него штраф, и тем самым снизить его мотивацию к работе, а можно найти другой выход. На сегодняшний день, во многих компаниях введена, так называемая
«карточная система», доказавшая свою эффективность. При опоздании сотруднику вручается предупреждающая желтая карточка, как только их набирается три, работник увольняется. Таким образом, работник освобождается от выплаты штрафа, но получает предупреждение.
Руководителю следует разработать единые, для всех работников компании, правила наказания сотрудников, и, главное, чтобы наказание не носило личный характер, и ни в коем случае не унижало личность и достоинство работника, а ставило своей целью пресечение последующего нарушения. Руководителю всегда нужно учитывать человеческий фактор, ведь у работника могут быть собственные проблемы и причины, которые привели к нарушению. Необходимо лично поговорить с работником, дать ему возможность высказаться, прежде чем принимать решение о наказании. И если, все же, руководитель, принял решение наказать работника, то сделать это нужно таким образом, чтобы наказание не вызывало у работника чувство вины.
Наказание работника должно носить публичный характер. Все остальные сотрудники должны быть осведомлены о нем для понимания того факта, что за подобное нарушение следует наказание.
Наказания должны быть едиными для всех работников и носить не хаотичный, а системный характер. Нельзя наказывать за проступок одного работника и игнорировать проступки другого. Наказание должно применяться без промедления, для того чтобы работники осознавали факт его неизбежности, что в свою очередь, будет хорошим предупреждением для остальных членов коллектива. Ни в коем случае не следует наказывать весь коллектив за проступок одного или нескольких работников. Это не эффективный и несправедливый подход, который может только привести к ухудшению показателей работы.
Как уже говорилось ранее, материальные наказания в виде штрафа, депремирования следует использовать только в крайних случаях, когда ущерб от действий работника очевиден. Во время личной беседы руководитель должен указать работнику, в чем суть его нарушений, что они повлекли за собой или могли бы повлечь. Необходимо объяснить ему, что благосостояние компании ухудшается в результате таких действий, и наносит урон как компании в целом, так и самому работнику совершившему нарушение.
Помимо личной беседы с нарушителем, стоит проводить разъяснительную работу и со всем коллективом, с целью профилактики нарушений. Работникам нужно объяснить причины совершенного нарушения, его сущность и почему выбран тот или иной вид наказания.
Когда в компании периодически возникают подобные ситуации, руководителю необходимо найти и устранить причины, а не бороться со следствием. Нужно провести полный аудит внутренних актов компании, регламентов, должностных инструкций и других внутренних документов, исправить в них имеющиеся ошибки, которые помогут предотвратить совершение нарушений, определить или скорректировать уже имеющиеся,
виды наказаний работников.