Управление персоналом — деятельность, которая требует ответственности, опыта в сфере HR, внимания и гибкости.
Управление персоналом — это организованное воздействие на сотрудников с целью обеспечения эффективной деятельности предприятия и удовлетворения интересов коллектива в целом и каждого работника индивидуально.
Система управления персоналом ставит перед собой следующие задачи:
• привлечение в коллектив заинтересованных в сотрудничестве кадров;
• максимальное применение профессионализма и мастерства сотрудников;
• обеспечение благоприятного психологического климата в организации;
• развитие эффективных методов
обучения персонала;
• улучшение условий труда.
Структура системы управления персоналом:
• элементарная — применяется в небольших организациях, где одно лицо является и руководителем, и исполнителем;
• линейная — разноплановое производство;
• функциональная — функциональное разделение труда.
Методы управления персоналом:
• административные — управление персоналом, базирующееся на чувстве ответственности и соблюдении дисциплины;
• социально-психологические —
методы управления персоналом, основанные на социальных потребностях, взаимоотношениях в коллективе и т. д.
Основные этапы управления персоналом в России.
Подбор персонала состоит из нескольких последовательных этапов — анализ потребности в кадрах; установление критериев для требуемой должности; поиск персонала в местах, самостоятельно установленных организацией; оценка кандидатов; принятие решения о заключении трудового договора.
Одним из начальных этапов управления персоналом является проведение собеседований, которое позволяет определить степень профессионального соответствия кандидата, готовность к сотрудничеству, его личные качества.
Методы, используемые специалистами по управлению персоналом на собеседовании: закрытые и открытые вопросы, рефлексивные и альтернативные вопросы, наводящие вопросы, зеркальные утверждения или перефразирование ключевых фраз собеседника, вопросы о предыдущем месте работы и т. д.
В системе управления персоналом в России обязательной ступенью должна быть адаптация персонала в организации. Для новых сотрудников адаптация полезна тем, что позволяет познакомиться с внутренней структурой предприятия, условиями труда, коллегами. А для руководства это возможность оценить потенциал и компетенцию нового сотрудника.
Существует несколько видов адаптации — корпоративная, социальная, организационная, техническая, психофизиологическая, профессиональная.
Для последующего повышения квалификации и профессиональных навыков необходимо организовать обучение персонала.
В системе управления персоналом в России применяются следующие методы и инструменты развития и обучения персонала:
• инструктаж и методические пособия;
• профессиональное обучение и развитие;
• лекции;
• деловые игры;
• видеотренинги и т. д.
Для повышения работоспособности и заинтересованности в достижении цели должна быть разработана система мотивации персонала. Грамотная мотивация имеет большое значение в системе управления персоналом.
Успешная мотивация персонала предполагает предоставление работнику следующих возможностей:
• проведение переговоров с клиентами;
• выполнение работы, в которой сотрудник наиболее заинтересован;
• заслуженное признание способностей и достижений;
• проявление инициативы в высказывании идей и решении задач;
• достижение поставленных карьерных целей;
• своевременное получение информации;
• получение и выполнение более сложных заданий.
Необходимо заметить, что
система управления персоналом в России имеет большие перспективы для дальнейшего роста и развития.